Библиотечно-Информационный центр Библиотечно-Информационный центр
  Меню

Главная

Новости

О библиотеке

План работы

Документация

Сотрудники

Методическая копилка

Полезные ссылки

Фотоальбом

Сайты наших друзей

Добавить свой сайт

Контакты

  Школьникам

Выставка

Онлайн-викторины

Конкурсы

Новинки

Рекомендуем

Безопасный Интернет

Читаем книги онлайн

Электронные газеты и журналы для детей

Продлить книгу on-line

Словарь юного книголюба

  Родителям

Советы

Безопасный интернет-детям



2014 год объявлен в России Годом культуры
Указ президента





конкурс сайтов

Осталось...





Проголосуй за наш сайт



Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов
Каталог сайтов, тематичекие ссылки






Контакты | Карта сайта

© 2009-2024 Валуйки.
Все права защищены


   

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ


Как беседовать с детьми о книгах

ниги бывают разные. Многие не требуют никаких бесед: и так все ясно. В беседах по другим достаточно одного – двух вопросов. Но есть произведения, требующие обстоятельного разговора.

Восприятие одной и той же книги у разных детей разное, отсюда и содержание бесед разное. Дети сильно «переживают книги», бурно радуясь или печалясь. Эти чувства усиливаются, если переживания, вызванные чтением, разделяют родители. Вот почему беседу ведут так, чтобы впечатления ребенка перемежались вашими впечатлениями. Непринужденность и создает близость, доверительность, когда отец и мать, беседуя с детьми, передают им от сердца к сердцу свои представления о жизни, о людях, о ценностях, истинных и мнимых.

Беседы бывают двух видов:

Рекомендательные (до чтения)

Беседы о прочитанном



Никогда не принуждайте детей к той или другой книге, но сделайте так, чтобы она была желанной. На прогулке ребенок с удивлением увидел дождевого червя, и вы говорите: «Это червяк, без него не росли бы ни цветы, ни трава, ни деревья. Ведь для этого землю надо рыхлить. Только я не знаю, как он это делает? Пойдем в библиотеку, возьмем книгу».

Рекомендательная беседа заинтересовывает, помогает выбирать книги и лучше воспринимать их. Для этого в беседе просматривают книгу по иллюстрациям, а детям постарше рассказывают об авторах, об исторической эпохе, обращают внимание на аннотацию.

Беседу после чтения лучше проводить не сразу, а немного спустя, когда улягутся первые впечатления.

Разговаривать так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым, почаще хвалите за сообразительность и старание, а если что ему не удается, помогайте, не уязвляя самолюбия, а главное, не подрывая уверенности в своих силах. Но при этом не впадайте в другую крайность. Чрезмерно захваленные дети, не умея контролировать себя, переоценивают свои возможности, им кажется, что они все знают, а потому часто отказываются вернуться к прочитанному и подумать. Беседу начинайте, исходя из впечатлений ребенка, и стройте ее так, чтобы дать ему простор для самовыражения. Вот почему основа беседы – детский пересказ.

Особой осторожности требуют беседы о морали. Все знают, что дети не выносят назидательности, и даже возникло мнение, будто мораль всегда скучна ребенку, но это не так, если она для него открытие. Умная мораль помогает детям познавать жизнь, а глупая мешает, отсюда скука и тоска.

В беседах о книге не торопитесь формулировать ее нравственную идею в форме вывода, а постарайтесь усилить переживание от чтения. Тогда душевный опыт героя рассказа станет и опытом вашего ребенка, чего не дает назидание.

Дети любят общаться с нами, а беседа – высшее духовное общение: это и возможность выказать себя в лучшем свете перед папой и мамой, это и радость открытия, это и счастье утверждения.

29 марта 2012



Рекомендации родителям

Книга в жизни ребенка, семейное чтение

Чтение в годы детства – это, прежде всего,

воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства

к сокровенным уголкам детской души

В. Сухомлинский «Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературы должно начинаться с первых лет жизни».

Открывая ребенку книгу - Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но, прежде всего, Вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним.

Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет)

Семейное чтение это лучший вид коллективного общения. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного.

Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.

Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Извините, но если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа – спорт, и единственные книги в доме – кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом.

Советы родителям

 Определите круг читательских интересов своих детей, обдуманно подходите к выбору книг.

 Книги, которые вы читаете с детьми, должны соответствовать возрасту вашего ребенка.

 Изучайте списки рекомендованных программных произведений детской литературы для домашнего чтения

 Следите, чтобы ребенок читал книги систематически, желательно каждый день. Пользу приносит только постоянное разностороннее чтение.

 Старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте совместное чтение вслух. Это принесет неоценимую пользу и дошкольникам, и детям более старшего возраста.

 Если Вы обнаружите у своего ребенка наклонности к музыке, рисованию, если он мастерит что-то своими руками, рекомендуйте ему обращаться в библиотеку, где он найдет в книгах, журналах ответы на все свои вопросы.

 Давайте Вашим детям читать книги по интересующей их тематике. Им нравятся животные, спорт или волшебство? Удивите их книгами или журналами, позволяющими получить наиболее полные знания по их интересам.

 Помогите создать ему небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших детских писателей. Это способствует развитию любви к чтению и бережному отношению к книге.

 Прививайте детям гигиенические навыки и привычки: не позволяйте им читать лежа, во время еды. Приучайте их по окончании чтения класть книгу на место.

 Воспитывайте бережное отношение к книге. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой: нельзя перегибать книгу, класть в нее карандаши, ручки и другие предметы - от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы.

 Читайте Вашим детям. Старайтесь читать им ежедневно в одно и то же время. Очень подходит для этого время перед отходом ко сну.

Пусть Ваши дети видят, как Вы читаете. Это лучший способ показать им, что чтение важно и для Вас, и Вы наслаждаетесь им.

Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья.

 Ходите вместе в библиотеку. Попросите библиотекаря помочь Вашему ребенку найти нужную книгу. Запишитесь в библиотеку сами, и тогда Вы сможете брать книгу для семейного чтения домой.

Участвуйте в школьных литературных конкурсах, оформлении альбомов чтения и т.д.

 Ведите «дневник домашнего чтения» для формирования грамотного читателя в условиях семьи.

Куда и к кому обратиться за помощью:

Учителя начальной школы

Учителя литературы

Школьные библиотеки

Городские детские и юношеские библиотеки

Обратившись к специалистам, Вы сможете:

 ознакомиться с перечнем книг, соответствующих возрасту Вашего ребенка

 получить рекомендации и литературу по развитию чтения

 получить совет по использованию игровых методик, направленных на развитие навыков чтения, любви к слову и процессу чтения

 узнать о возможности участия в массовых мероприятиях по приобщению к чтению, в творческих конкурсах, проводимых в городских и школьных библиотеках

Периодические издания в помощь развитию чтения, которые вы можете взять в школьной библиотеке:

«Тошка», «Мурзилка», «Филя», «Веселые уроки», «Веселый затейник», «Клепа», «Свирелька»

Преимущества, которые дает умение хорошо читать

 читает - умеет обобщать, делать выводы и предположения. Дети, которые хорошо читают, в школе сразу показывают хорошие результаты.

 Чем больше взрослые читают, разговаривают со своими детьми, тем богаче будет их словарный запас, что поможет ребенку научиться понимать и усваивать информацию

 Если в течение обучения дети продолжают черпать информацию из книг, то впоследствии выдерживают любые экзамены и тесты.

 У детей, которые читают хорошо - возникает мысленная картинка прочитанного. Поэтому они лучше запоминают детали, с большей охотой читают для себя, своего удовольствия. Развивается память, воображение.

 Ребенок, который хорошо и много

Как начать семейное чтение

Сначала, уважаемые взрослые, сами прочитайте книгу, которую хотите предложить ребенку, и определите ее ценность: что дает книга сердцу и уму ребенка, в чем прелесть книги, какие эпизоды книги вам запомнились и почему.

Читайте вместе с детьми. Помните слова Я. Корчака: «Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души».

Не спешите расстаться с прочитанной книгой:

• Самый простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам), нарисовать портреты полюбившихся героев.

• Можно «оживить» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связав, склеив из бумаги и картона и т.д.

• А еще можно устроить домашний или школьный маленький театр и разыграть в нем любимые сказки.

• И, конечно, если вам и вашим детям не хочется расставаться с любимыми героями, то сказку можно продолжить самим или придумать новую.

Если телевизор конкурирует с книгой

Вот некоторые интересные наблюдения и советы, предоставленные Институтом родителей (Канада):

1. Если к выключателю телевизора достаточно протянуть руку, а книжная полка размещена слишком высоко, нетрудно догадаться, как в такой обстановке ребенок будет проводить свое свободное время. Но если вы отведете ему собственную полочку с увлекательными, красочными книжками и четко распланируете время просмотра телепрограмм, то он почти наверняка обратит свой взор на книжную полку и что-то выберет и для себя.

2. Да!

o по возможности раньше начните читать ребенку вслух;

o постарайтесь каждый день хотя бы десять минут читать ему вслух;

o помните, что искусство слушать не приходит само по себе, его надо постепенно прививать.

Нет!

o не читайте истории, не нравящиеся вам самим;

o не удивляйтесь и не раздражайтесь, если ребенок перебивает вас вопросами. Отвечайте ему сразу же.

o не конкурируйте с телевизором. Если родители предлагают своему чаду выбирать между книгой и телевизором, то он, вероятнее всего, предпочтет последнее. И все же - на то вы и родители, чтобы поставить последнюю точку. Равнодушным тоном скажите ребенку: «Телевизор мы включим в семь часов вечера». Если он хочет слушать сказку или рассказ - очень хорошо. Не хочет - ничего страшного. Ни в коем случае не создавайте впечатление, что телевизор он не смотрит из-за книги;

3. При чтении вслух можно воспользоваться некоторыми приемами из практики учителей:

o если читаете стишок, пусть ребенок попытается угадать следующую рифму;

o закончив читать какую-то книгу, расспросите малыша, не происходили ли подобные забавные истории с ним самим;

o спросите у ребенка, как он хотел бы изменить прочитанную историю.

4. Помните, как трудно вам было расставаться с книгой только потому, что настало время идти спать? Не доводилось ли вам брать с собой в постель фонарик, чтобы успеть прочитать хоть несколько страничек, пока вас не застанут родители?

Почему бы раз в неделю не проявить снисходительность и не посмотреть сквозь пальцы на время отхода ко сну? Пусть ребенок знает, что может бодрствовать, сколько хочет, то есть до тех пор, пока читает книгу.

Такому вечеру можно дать особое название - вечер чтения, «сказочная вечеринка»;

5. Носите с собой в сумочке книгу - на случай, если вам предстоит длинный путь с ребенком или длительное ожидание в очереди;

6. В некоторых семьях заведено раз в неделю «забыть обо всем и только читать». На эти полчаса выключается телевизор, никто не подходит к телефону, причем планируется это время заранее, с отметкой в семейном календаре.

Но эти тридцать минут имеют смысл только в том случае, если участвовать будет вся семья. И если вы сами в полной мере погрузитесь в новый бестселлер.

7. Исследования показали, что дети, смотрящие телевизор больше десяти часов в неделю, читают хуже своих сверстников, которым родители ограничивают время пребывания перед экраном. В некоторых семьях папа или мама выдают «ТВ-билеты» - каждый действителен 30 минут. Если билеты кончились, телевизор исключается до следующей недели.

Ни компьютер, ни телевизор не являются препятствием любви к книге. Нельзя противопоставлять их друг другу, нельзя говорить: «Вот ты в книжке не дочитал, за это тебе телевизора не будет». Мы сами вкладываем в сознание ребёнка, что книга – это что-то нудное и обязательное, как мытьё посуды, а компьютер, телевизор – что-то такое, чем наградят, если всё дочитать и рассказать содержание.

Советы учителя начальной школы

Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2 абзаца. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за 1 прием.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.

В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Следующий кадр – опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.

«Памятка» о «щадящем чтении»

1. Читать 5-7 минут

2. Пересказ прочитанного (абзац)

3. Отдых час-два

4. Чтение еще одного абзаца

5. Пересказ

6. Отдых

Становление навыков чтения – сложная задача. Далеко не всем детям она дается легко. Помогите ребенку. Все перечисленные мероприятия не только будут способствовать становлению навыков чтения, но и улучшат отношения между ребенком, вами и другими взрослыми в семье

«Как помочь ребенку полюбить книгу, чтение»

… Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым.

Джон Хершел

Уважаемые родители!

Ваш ребенок стал читателям школьной библиотеки. Мы показали ему дорогу к огромным книжным богатствам. Помогите нам, возьмите на себя труд заинтересовать ребенка чтением, полюбить книгу и библиотеку.

Читайте вместе с ним, следите за тем, чтобы он бережно относился к книге.

Читайте в слух с ребенком не менее 10 – 15 минут в день.

Прежде, чем читать проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.

Если ребенок устал, проведите физкультминутку.

Хвалите ребенка за чтение.

При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги;

Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.

Читайте книгу постепенно по страницам или по главам.

До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.

Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового он из нее узнал.

Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.

Какие слова или выражения запомнились ему?

Чему учит книга?

Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей.

Если ваш ребенок читает в свободное от занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если на ваш взгляд книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.

Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

• Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребенок получит радость. Последующее изучение произведение в классе ляжет на эмоционально подготовленную почву и нейтрализует негативное отношение к нему.

• Если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

• Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.

• Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку. Довертись его рекомендациям как специалиста.

Мы рады видеть вас в стенах нашей библиотеки и оказать помощь в подборе книг по семейному воспитанию.

29 марта 2012



Вместе с книгой я расту!

Дорогие родители! Именно в семье закладывается интерес к хорошей книге.


Опирайтесь на желания. Не пытайтесь ломать и переделывать ребенка: он не виноват в своих желаниях. Если мы хотим, чтобы наш ребенок хотел читать, а он сам не хочет, не заставляйте его: скорее всего, это ничего не даст. Но если вы знаете, что ребенок увлекся изучением животных, компьютерных игр, единоборствами, путешествиями и т.д., посоветуйте ему взять в библиотеке или купите книгу именно такого содержания.
Помните о возрасте: книга должна соответствовать годам. Однако, прежде чем ребенок перейдет к самостоятельному чтению, его техника чтения должна быть достаточно совершенна. Если ребенок еще читает послоговым способом, то давать ему стихи, рассказы пусть даже сравнительно небольшого объема, нецелесообразно, так как ребенок, концентрируясь на прочитывании, будет затрудняться одновременно вникать и в содержание. Не осознавая до конца прочитанного, ребенок потеряет интерес к содержанию.
Самостоятельно выбранная книга создает радостную атмосферу и пробужда¬ет интерес к содержанию. Огромное значение для поддержания положительной мотивации имеет правильно выбранное время для чтения и объем, соответствующий возможностям читателя. Выбранное время не должно ущемлять интересов ребенка, иначе чтение станет обузой. Предложите ему самому выбрать время для чтения. Однако дети часто забывают о чтении и вспоминают только перед сном. Воспользуйтесь этим периодом. Дети, как правило, не любят рано ложиться спать и не сразу засыпают. Предложите ребенку почитать 15-20 минут перед сном. Допус¬тим, с 21.00 до 21.30.
Самый главный враг любого хорошего начинания - это равнодушие. Не замечая результатов ребенка, вы проявляете равнодушие, даже если у вас просто не хватает на это времени. Поэтому хвалите ребенка, но только тогда, когда он этого заслуживает. Нелюбовь к чтению обычно порождена трудностями.
Помогите ребенку вниманием на начальном этапе.

Чтение должно вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
Время занятий не должно превышать 30 минут.
В конце занятий работа должна быть оценена.
Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.
Чтение должно войти в привычку.
При выборе книг опирайтесь на желания и увлечения ребенка.
Опирайтесь на стремление ребенка к признанию.
Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно тревожного, неуверенного в себе ребенка.

15 января 2012



Как стать родителями читающего ребенка

Минипамятка


1. Научитесь читать сами.
2. Начните со сказки на ночь.
3. Развивайте свой сценический навык, играйте голосом, озвучивая разных героев.
4. Играйте в литературных героев, инсценируйте, если это возможно.
5. По ходу чтения объясняйте непонятные слова.
6. Поговорите о прочитанном, задайте ребенку вопросы, поделитесь своим мнением.
7. Рекомендуйте ребенку те книги, которые произвели на вас впечатление в детстве.


"Только в детстве книга влияет на нашу жизнь. Дальше мы восхищаемся ею, получаем от нее удовольствие, возможно меняем благодаря ей некоторые взгляды, но главным образом находим в книге лишь подтверждение тому, что уже в нас заложено".
Грэма Грин, английский писатель


15 января 2012



Шпаргалка для родителей

Уважаемые родители !


Именно в ваших руках книга может стать главным союзником, помогая интеллектуальному и духовному развитию вашего ребенка. Доказано, что книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Потому что в этот период у ребенка работает память сердца. И именно ранний дошкольный возраст должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего большого талантливого читателя. Наша задача – научить ребенка этому удивительному искусству чтения и понимания книги, чем раньше, тем лучше.
Ребенок слушатель – это уже читатель! Так как чтение - слушание, чтение - разглядывание, чтение - общение, чтение размышление, чтение - переживание, чтение – обсуждение – это все виды читательской деятельности ребенка. Кроме того, чтение вслух - это всегда диалог с ребенком и прямая дорога к его уму и сердцу.
Когда мне книжечку читает мама,
Совсем не то, что сам себе читаю.
Хотя я буквы все прекрасно знаю,
И «Айболита» сам уже прочел.
Но если мама с книжкой сядет рядом,
Как эту книжку слушать интересно!
Как будто в рубке капитан отважный,
Который не боится злых пиратов,
Как раз и есть я сам!
Или хожу в дозор я на границе,
Или в ракете направляюсь к Солнцу,
И космонавт бесстрашный – тоже я.
Прошу тебя, ты почитай мне, мама,
Сегодня я как будто стану птицей
И бедную Дюймовочку спасу! (И.Токмакова)

15 января 2012



<