Как беседовать с детьми о книгах

ниги бывают разные. Многие не требуют никаких бесед: и так все ясно. В беседах по другим достаточно одного – двух вопросов. Но есть произведения, требующие обстоятельного разговора.

Восприятие одной и той же книги у разных детей разное, отсюда и содержание бесед разное. Дети сильно «переживают книги», бурно радуясь или печалясь. Эти чувства усиливаются, если переживания, вызванные чтением, разделяют родители. Вот почему беседу ведут так, чтобы впечатления ребенка перемежались вашими впечатлениями. Непринужденность и создает близость, доверительность, когда отец и мать, беседуя с детьми, передают им от сердца к сердцу свои представления о жизни, о людях, о ценностях, истинных и мнимых.

Беседы бывают двух видов:

Рекомендательные (до чтения)

Беседы о прочитанном



Никогда не принуждайте детей к той или другой книге, но сделайте так, чтобы она была желанной. На прогулке ребенок с удивлением увидел дождевого червя, и вы говорите: «Это червяк, без него не росли бы ни цветы, ни трава, ни деревья. Ведь для этого землю надо рыхлить. Только я не знаю, как он это делает? Пойдем в библиотеку, возьмем книгу».

Рекомендательная беседа заинтересовывает, помогает выбирать книги и лучше воспринимать их. Для этого в беседе просматривают книгу по иллюстрациям, а детям постарше рассказывают об авторах, об исторической эпохе, обращают внимание на аннотацию.

Беседу после чтения лучше проводить не сразу, а немного спустя, когда улягутся первые впечатления.

Разговаривать так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым, почаще хвалите за сообразительность и старание, а если что ему не удается, помогайте, не уязвляя самолюбия, а главное, не подрывая уверенности в своих силах. Но при этом не впадайте в другую крайность. Чрезмерно захваленные дети, не умея контролировать себя, переоценивают свои возможности, им кажется, что они все знают, а потому часто отказываются вернуться к прочитанному и подумать. Беседу начинайте, исходя из впечатлений ребенка, и стройте ее так, чтобы дать ему простор для самовыражения. Вот почему основа беседы – детский пересказ.

Особой осторожности требуют беседы о морали. Все знают, что дети не выносят назидательности, и даже возникло мнение, будто мораль всегда скучна ребенку, но это не так, если она для него открытие. Умная мораль помогает детям познавать жизнь, а глупая мешает, отсюда скука и тоска.

В беседах о книге не торопитесь формулировать ее нравственную идею в форме вывода, а постарайтесь усилить переживание от чтения. Тогда душевный опыт героя рассказа станет и опытом вашего ребенка, чего не дает назидание.

Дети любят общаться с нами, а беседа – высшее духовное общение: это и возможность выказать себя в лучшем свете перед папой и мамой, это и радость открытия, это и счастье утверждения.

29 марта 2012

комментарии: 0


Комментарии: 0

Добавить комментарий

Ваше имя: