РУКОВОДСТВО ПО БИБЛИОТЕЧНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ

АУДИОВИЗУАЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

МАТЕРИАЛЫ

Набор аудиовизуальных материалов (как и печатных изданий), приобретаемых

публичной библиотекой, определяется потребностями ее читателей, характером ее

деятельности и особыми обязательствами, например, по отношению к системе

обязательного образования (необходимость предоставления библиотечного обслу_

живания школам). Все библиотеки, независимо от их основных обязанностей,

должны рассматривать аудиовизуальные носители в качестве дополнительных ре_

сурсов, иметь представление об их возможностях и включать их в свои фонды.

Характер обслуживания аудиовизуальными материалами зависит от местных

условий, например, в развивающихся странах включение в фонд некоторых ви_

дов аудиовизуальных материалов практически невозможно либо в силу слабого

технического развития региона, либо по причине ограниченных финансовых

ресурсов. Уровень обслуживания определенными форматами определяется так_

же читательскими потребностями, которые в разных странах различны. Следует

подчеркнуть, что публичные библиотеки должны всегда иметь представление о

потенциальных возможностях различных видов аудиовизуальных средств и об их

значении для разных групп населения.

Хотя микроформы в некоторых странах относят к аудиовизуальным материа_

лам, в данном «Руководстве» речь идет о таких носителях, как звукозаписи (дис_

ки, ленты, кассеты), слайды, слайды со звуковым сопровождением на магнитной

ленте, короткометражные фильмы, киноленты, диафильмы, фильмы с дубля_

жом, видеоматериалы (ленты, диски и интерактивная видеография) и носители

изображения на прозрачной основе для видеопроекторов. Следует также прини_

мать в расчет предоставление компьютерных программ в качестве одной из воз_

можностей расширения библиотечного обслуживания. Кроме того, библиотека_

ри должны осознать важность и потенциальные возможности менее сложных ви_

дов аудиовизуальных материалов, например таких, как вставленные в рамки ил_

люстрации, почтовые открытки, фотографии и плакаты, а также артефакты.

Развитие техники ведет к тому, что существующие виды аудиовизуальных мате_

риалов будут заменяться новыми улучшенными версиями. Кроме того, появятся

новые средства коммуникации. Публичные библиотеки должны будут быть гото_

выми к тому, чтобы применять и использовать новые технологии, если они хотят в

будущем сохранить важную роль в области предоставления информации, образова_

ния и организации проведения досуга и удовлетворять потребности населения об_

служиваемого региона. Таким образом, публичным библиотекам необходимо обра_

тить внимание на использование вычислительной техники и таких средств связи,

как телетекст и Вьюдейта, кабельная и спутниковая связь.

ОБСЛУЖИВАНИЕ

Аудиовизуальные материалы должны быть включены во все виды библиотечных

услуг, включая абонементное и справочное обслуживание. Чтобы сделать эти мате_

риалы доступными, необходимо иметь соответствующее оборудование. В некото_

рых странах и в определенных ситуациях это оборудование может выдаваться на

дом: в других странах можно ограничиться выдачей на дом только тех видов матери_

алов, которые подходят для оборудования, наиболее часто приобретаемого широки_

ми слоями населения, например средства для прослушивания звукозаписей, проек_

торы для слайдов и видеомагнитофоны. В целях максимального расширения ресур_

сов и создания хорошо укомплектованных собраний различных видов аудиовизу_

альных материалов, публичным библиотекам следует отдавать предпочтение стан_

дартным, наиболее часто используемым системам, особенно когда речь идет о выда_

че на дом. В то же время необходимо приобретать больше разнообразных материа_

лов и оборудования для обеспечения справочного обслуживания, удовлетворения

потребностей учебных заведений и определенных групп пользователей, например,

инвалидам. Однако в тех случаях, когда важная информация имеется только на тех

носителях, которые обычно не приобретаются, их необходимо закупить (вместе с

соответствующим оборудованием) и использовать в справочных целях.

Кроме того, работники библиотеки должны быть готовы участвовать в подготов_

ке и производстве аудиовизуальных материалов, что позволит заполнить лакуны в ее

фонде. При этом качество этой продукции может соответствовать самым высоким

стандартам. Например, выпуск местной «говорящей» газеты для слепых и слабовидя_

щих можно осуществить только в рамках конкретной общины; записи на магнито_

фонную видеопленку местных диалектов, обычаев, народных песен и воспоминаний

о жизни и работе в данном крае внесут значительный вклад в местное культурное на_

следие. Сотрудники публичной библиотеки могут подготовить подобные материалы

самостоятельно или осуществлять соответствующие программы в сотрудничестве с

другими местными организациями. Постоянно будет возрастать потребность в более

тесном сотрудничестве с местными станциями радиовещания, как в плане предо_

ставления им информации, так и в плане хранения и предоставления доступа к ста_

рым радиопрограммам, находящимся под защитой закона об авторском праве.

Помимо выдачи на дом программного обеспечения (на которое распространя_

ется закон об авторском праве), библиотеки должны рассмотреть возможность

предоставления автоматизированных рабочих мест внутри самой библиотеки с

тем, чтобы: (а) использовать программные средства, имеющиеся в библиотеке;

(б) осуществлять программы по обучению компьютерной грамотности; (в) обес_

печить доступ к компьютерному оборудованию широким слоям населения.

Являясь информационным центром обслуживаемой административно_террито_

риальной единицы, публичная библиотека должна использовать системы телетекста

и Вьюдейта в целях обеспечения информацией коллективных групп потребителей,

учреждений, промышленных и коммерческих организаций, чтобы охватить обслу_

живанием как можно большее число жителей. Библиотека должна также располагать

оборудованием для просмотра, чтобы иметь возможность участвовать в процессах

координации, редактирования и ввода в банк данных локальной информации. Бла_

годаря этому информация может стать доступной не только в библиотеке, но и в уч_

реждениях и домах граждан как на локальном, так и на национальном уровне.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

а. Все библиотекари должны быть осведомлены о потенциальных возможнос_

тях аудиовизиуальных материалов и рассматривать предоставление этих ма_

териалов и оборудования для их использования в качестве обычной библио_

течной услуги.

б. В коллективе должен быть сотрудник (или сотрудники), в задачи которого

входит координация и консультирование по вопросам обеспечения обслу_

живания аудиовизуальными материалами в системах публичных библиотек.

в. Сотрудники должны пройти специальную подготовку, чтобы научиться оце_

нивать качество аудиовизуальных материалов.

г. В более крупных библиотечных системах необходим технический персонал

или даже центральное подразделение для обслуживания оборудования и ока_

зания помощи в его использовании в различных отделах. Сотрудники этого

подразделения должны также оказывать помощь в любых мероприятиях,

связанных с самостоятельной подготовкой аудиовизуальных материалов, и

обучать библиотекарей в процессе работы.

д. Библиотечные школы должны предусмотреть, чтобы все студенты имели

представление о значении и потенциальных возможностях использования

аудиовизуальных средств в библиотеках. Курс по аудиовизуальным материа_

лам должен быть включен в основной учебный план. Для тех, кто желает спе_

циализироваться по данному предмету, необходимо ввести дополнительные

факультативные курсы.

е. Сотрудники должны иметь возможность посещать курсы и семинары, чтобы

быть в курсе последних достижений в этой области. Такие курсы могут быть

Нормативно_правовое обеспечение деятельности школьных библиотек

организованы на национальном, региональном или локальном уровнях.

ж. Все общие программы обучения библиотекарей в процессе работы должна

включать знакомство с аудиовизуальными материалами и практикой их ис_

пользования в публичных библиотеках.

РАЗМЕЩЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

а. По возможности, аудиовизуальные материалы должны быть интегрированы

в библиотечный фонд или размещены недалеко от соответсвующих его раз_

делов. Подобное размещение привлекает внимание читателей ко всем видам

носителей информации и позволяет подойти к интересующей его теме с раз_

ных сторон. В любом случае в библиотечных каталогах и печатных тематиче_

ских списках литературы должны быть материалы на разных носителях.

б. Оборудование для прослушивания и просмотра очень важно для справочных

фондов, которые можно использовать только в здании библиотеки. Рекомен_

дуется также иметь такое же оборудование в тех местах, где материалы выда_

ются на дом, чтобы читатели могли их предварительно прослушать или про_

смотреть. Библиотечный персонал должен располагать соответствующим

оборудованием при отборе материалов и каталогизации.

в. В зависимости от планировки здания и практики организации обслужива_

ния, оборудование для просмотра и прослушивания может быть размещено в

одном или нескольких местах. При этом не имеет значения, осуществляют ли

библиотекари контроль за его использованием или читатели пользуются им

самостоятельно.

г. Необходимы специальные приспособления и технические средства, чтобы

библиотекой и ее материалами могли пользоваться читатели_инвалиды. В ка_

честве примеров можно привести читальный аппарат Juzzweil, аппараты для

чтения брайлевского шрифта и учебные помещения со звукоизоляцией для

слепых и лиц с другими физическими недостатками.

д. Специальное внимание следует обратить на условия хранения аудиовизу_

альных материалов. Они разрушаются от пыли, грязи, чрезмерной жары

или влажности. Кроме того, необходимо держать вдали от магнитных полей

магнитные ленты (со звуко_ и видеозаписями). В принципе, для хранения

всех видов носителей подходящими являются такие показатели, как 20 гра_

дусов по Цельсию (70 градусов по Фаренгейту) и 50 процентов влажности

воздуха.

е. Следует обратить внимание на установку соответствующих систем сигнали_

зации, чтобы обеспечить сохранность как аппаратных, так и программных

средств.

ж. При планировании расходов на аудиовизуальные материалы и оборудование

желательно выделить специальную сумму на страховку и эксплуатационные

расходы.

КООПЕРИРОВАНИЕ И ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Библиотекари, несущие ответственность или заинтересованные в организации

обслуживания аудиовизуальными материалами в публичных библиотеках, должны

иметь возможность встречаться и обсуждать общие проблемы. Особое значение для

библиотекарей_практиков имеет обмен информацией и идеями, обсуждение трудно_

стей и изучение опыта, поскольку изменения в этой области библиотечного дела

происходят очень быстро. Условия для совместной работы должны быть предостав_

лены на локальном, региональном и национальном уровнях.

С учетом практики выдачи аудиовизуальных материалов по МБА могут быть

разработаны официальные правила как на региональном, так (или) и на нацио_

нальном уровнях. Однако при отсутствии уже установленных процедур следует по_

ощрять неформальную кооперацию. Многочисленные дискуссии и стремление

сделать аудиовизуальные материалы широко доступными приведут в конечном

итоге к созданию региональных или национальных систем МБА.

Там, где процедуры выдачи по МБА уже разработаны, необходимо указать, что

оригинальные или уникальные экземпляры аудиовизуальных материалов не долж_

ны выдаваться по МБА, поскольку эти носители в значительно большей степени

подвержены разрушению, чем печатные издания. В таких случаях необходимо из_

готовлять копию в соответствии с законодательством об авторском праве.

Централизованные библиотечные службы на всех уровнях (локальном, регио_

нальном и национальном) должны включать аудиовизуальные материалы в поли_

тику своей деятельности. Сюда могут входить соглашения о кооперативном ком_

плектовании, объединение каталогизации с выпуском национального сводного

каталога аудиовизуальных материалов, проведение национальных обследований.

В некоторых случаях, например в близко расположенных географических регио_

нах, возможна подготовка аудиовизуальных материалов специально для библио_

тек, а также стандартизация процедур в рамках региона.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР, АРХИВНЫЕ ФОНДЫ

И БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УЧЕТ

Аудиовизуальные материалы представляют собой ценные записи человеческих

знаний и, следовательно, их необходимо сохранить для использования в будущем и

для научных целей. Законы об обязательном экземпляре должны включать разделы

об аудиовизуальных материалах, а сформированные на их основе фонды должны

быть доступны широкой общественности на тех же основаниях, что и печатные ма_

териалы. Желательно, чтобы в этих национальных архивных фондах были представ_

лены национальные радио_ и телевизионные программы. Передачи местного радио

должны храниться на локальном уровне. Публичные библиотеки имеют возмож_

ность издавать архивные фонды и предоставлять их в общественное пользование.

Кроме того, необходимы соглашения, на основании которых можно было бы

получать в качестве обязательного экземпляра и хранить для научных целей мате_

риалы местного значения, например, записи изустной истории, фильмы и т.д.

Публичные библиотеки по роду своей деятельности должны собирать эти виды ма_

териалов и делать широко доступными. На основе подобных локальных архивов

может быть сформирована важная сеть, дополняющая национальные фонды, фор_

мируемые на основе закона об обязательном экземпляре.

В свою очередь эти собрания могут послужить основой для составления нацио_

нальных библиографических указателей. Библиографический учет на националь_

ном уровне (желательно как часть национальной библиографии) важен для ис_

пользования аудиовизуальных материалов. Альтернативой для библиографическо_

го учета на основе обязательного экземпляра могут быть национальные библиогра_

фические списки, составляемые на базе данных, поступающих от производителей

аудиовизуальных материалов.

Нормативно_правовое обеспечение деятельности школьных библиотек

АВТОРСКОЕ ПРАВО И ПРАВО НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Законы об авторском праве и праве на прослушивание и просмотр очень часто

ограничивают использование аудиовизуальных материалов. Публичные библиоте_

ки приобретают аудиовизуальные носители для того, чтобы население имело к ним

доступ и могло их брать на дом или использовать в справочных целях. Существую_

щие соглашения об авторском праве могут включать ограничения на использова_

ние материалов в зависимости от типа организации, их приобретающей. Любые из_

менения в национальных или международных законах об авторском праве или со_

глашениях с держателями авторского права должны учитывать интересы публич_

ных библиотек в их стремлении сделать аудиовизуальные материалы и радиопере_

дачи доступными для широкой общественности.