РУКОВОДСТВО
ПО БИБЛИОТЕЧНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
АУДИОВИЗУАЛЬНЫМИ
МАТЕРИАЛАМИ
МАТЕРИАЛЫ
Набор аудиовизуальных материалов (как и печатных изданий), приобретаемых
публичной библиотекой, определяется потребностями ее читателей, характером ее
деятельности и особыми обязательствами, например, по отношению к системе
обязательного образования (необходимость предоставления библиотечного обслу_
живания школам). Все библиотеки, независимо от их основных обязанностей,
должны рассматривать аудиовизуальные носители в качестве дополнительных ре_
сурсов, иметь представление об их возможностях и включать их в свои фонды.
Характер обслуживания аудиовизуальными материалами зависит от местных
условий, например, в развивающихся странах включение в фонд некоторых ви_
дов аудиовизуальных материалов практически невозможно либо в силу слабого
технического развития региона, либо по причине ограниченных финансовых
ресурсов. Уровень обслуживания определенными форматами определяется так_
же читательскими потребностями, которые в разных странах различны. Следует
подчеркнуть, что публичные библиотеки должны всегда иметь представление о
потенциальных возможностях различных видов аудиовизуальных средств и об их
значении для разных групп населения.
Хотя микроформы в некоторых странах относят к аудиовизуальным материа_
лам, в данном «Руководстве» речь идет о таких носителях, как звукозаписи (дис_
ки, ленты, кассеты), слайды, слайды со звуковым сопровождением на магнитной
ленте, короткометражные фильмы, киноленты, диафильмы, фильмы с дубля_
жом, видеоматериалы (ленты, диски и интерактивная видеография) и носители
изображения на прозрачной основе для видеопроекторов. Следует также прини_
мать в расчет предоставление компьютерных программ в качестве одной из воз_
можностей расширения библиотечного обслуживания. Кроме того, библиотека_
ри должны осознать важность и потенциальные возможности менее сложных ви_
дов аудиовизуальных материалов, например таких, как вставленные в рамки ил_
люстрации, почтовые открытки, фотографии и плакаты, а также артефакты.
Развитие техники ведет к тому, что существующие виды аудиовизуальных мате_
риалов будут заменяться новыми улучшенными версиями. Кроме того, появятся
новые средства коммуникации. Публичные библиотеки должны будут быть гото_
выми к тому, чтобы применять и использовать новые технологии, если они хотят в
будущем сохранить важную роль в области предоставления информации, образова_
ния и организации проведения досуга и удовлетворять потребности населения об_
служиваемого региона. Таким образом, публичным библиотекам необходимо обра_
тить внимание на использование вычислительной техники и таких средств связи,
как телетекст и Вьюдейта, кабельная и спутниковая связь.
ОБСЛУЖИВАНИЕ
Аудиовизуальные материалы должны быть включены во все виды библиотечных
услуг, включая абонементное и справочное обслуживание. Чтобы сделать эти мате_
риалы доступными, необходимо иметь соответствующее оборудование. В некото_
рых странах и в определенных ситуациях это оборудование может выдаваться на
дом: в других странах можно ограничиться выдачей на дом только тех видов матери_
алов, которые подходят для оборудования, наиболее часто приобретаемого широки_
ми слоями населения, например средства для прослушивания звукозаписей, проек_
торы для слайдов и видеомагнитофоны. В целях максимального расширения ресур_
сов и создания хорошо укомплектованных собраний различных видов аудиовизу_
альных материалов, публичным библиотекам следует отдавать предпочтение стан_
дартным, наиболее часто используемым системам, особенно когда речь идет о выда_
че на дом. В то же время необходимо приобретать больше разнообразных материа_
лов и оборудования для обеспечения справочного обслуживания, удовлетворения
потребностей учебных заведений и определенных групп пользователей, например,
инвалидам. Однако в тех случаях, когда важная информация имеется только на тех
носителях, которые обычно не приобретаются, их необходимо закупить (вместе с
соответствующим оборудованием) и использовать в справочных целях.
Кроме того, работники библиотеки должны быть готовы участвовать в подготов_
ке и производстве аудиовизуальных материалов, что позволит заполнить лакуны в ее
фонде. При этом качество этой продукции может соответствовать самым высоким
стандартам. Например, выпуск местной «говорящей» газеты для слепых и слабовидя_
щих можно осуществить только в рамках конкретной общины; записи на магнито_
фонную видеопленку местных диалектов, обычаев, народных песен и воспоминаний
о жизни и работе в данном крае внесут значительный вклад в местное культурное на_
следие. Сотрудники публичной библиотеки могут подготовить подобные материалы
самостоятельно или осуществлять соответствующие программы в сотрудничестве с
другими местными организациями. Постоянно будет возрастать потребность в более
тесном сотрудничестве с местными станциями радиовещания, как в плане предо_
ставления им информации, так и в плане хранения и предоставления доступа к ста_
рым радиопрограммам, находящимся под защитой закона об авторском праве.
Помимо выдачи на дом программного обеспечения (на которое распространя_
ется закон об авторском праве), библиотеки должны рассмотреть возможность
предоставления автоматизированных рабочих мест внутри самой библиотеки с
тем, чтобы: (а) использовать программные средства, имеющиеся в библиотеке;
(б) осуществлять программы по обучению компьютерной грамотности; (в) обес_
печить доступ к компьютерному оборудованию широким слоям населения.
Являясь информационным центром обслуживаемой административно_террито_
риальной единицы, публичная библиотека должна использовать системы телетекста
и Вьюдейта в целях обеспечения информацией коллективных групп потребителей,
учреждений, промышленных и коммерческих организаций, чтобы охватить обслу_
живанием как можно большее число жителей. Библиотека должна также располагать
оборудованием для просмотра, чтобы иметь возможность участвовать в процессах
координации, редактирования и ввода в банк данных локальной информации. Бла_
годаря этому информация может стать доступной не только в библиотеке, но и в уч_
реждениях и домах граждан как на локальном, так и на национальном уровне.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
а. Все библиотекари должны быть осведомлены о потенциальных возможнос_
тях аудиовизиуальных материалов и рассматривать предоставление этих ма_
териалов и оборудования для их использования в качестве обычной библио_
течной услуги.
б. В коллективе должен быть сотрудник (или сотрудники), в задачи которого
входит координация и консультирование по вопросам обеспечения обслу_
живания аудиовизуальными материалами в системах публичных библиотек.
в. Сотрудники должны пройти специальную подготовку, чтобы научиться оце_
нивать качество аудиовизуальных материалов.
г. В более крупных библиотечных системах необходим технический персонал
или даже центральное подразделение для обслуживания оборудования и ока_
зания помощи в его использовании в различных отделах. Сотрудники этого
подразделения должны также оказывать помощь в любых мероприятиях,
связанных с самостоятельной подготовкой аудиовизуальных материалов, и
обучать библиотекарей в процессе работы.
д. Библиотечные школы должны предусмотреть, чтобы все студенты имели
представление о значении и потенциальных возможностях использования
аудиовизуальных средств в библиотеках. Курс по аудиовизуальным материа_
лам должен быть включен в основной учебный план. Для тех, кто желает спе_
циализироваться по данному предмету, необходимо ввести дополнительные
факультативные курсы.
е. Сотрудники должны иметь возможность посещать курсы и семинары, чтобы
быть в курсе последних достижений в этой области. Такие курсы могут быть
Нормативно_правовое обеспечение деятельности школьных библиотек
организованы на национальном, региональном или локальном уровнях.
ж. Все общие программы обучения библиотекарей в процессе работы должна
включать знакомство с аудиовизуальными материалами и практикой их ис_
пользования в публичных библиотеках.
РАЗМЕЩЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
а. По возможности, аудиовизуальные материалы должны быть интегрированы
в библиотечный фонд или размещены недалеко от соответсвующих его раз_
делов. Подобное размещение привлекает внимание читателей ко всем видам
носителей информации и позволяет подойти к интересующей его теме с раз_
ных сторон. В любом случае в библиотечных каталогах и печатных тематиче_
ских списках литературы должны быть материалы на разных носителях.
б. Оборудование для прослушивания и просмотра очень важно для справочных
фондов, которые можно использовать только в здании библиотеки. Рекомен_
дуется также иметь такое же оборудование в тех местах, где материалы выда_
ются на дом, чтобы читатели могли их предварительно прослушать или про_
смотреть. Библиотечный персонал должен располагать соответствующим
оборудованием при отборе материалов и каталогизации.
в. В зависимости от планировки здания и практики организации обслужива_
ния, оборудование для просмотра и прослушивания может быть размещено в
одном или нескольких местах. При этом не имеет значения, осуществляют ли
библиотекари контроль за его использованием или читатели пользуются им
самостоятельно.
г. Необходимы специальные приспособления и технические средства, чтобы
библиотекой и ее материалами могли пользоваться читатели_инвалиды. В ка_
честве примеров можно привести читальный аппарат Juzzweil, аппараты для
чтения брайлевского шрифта и учебные помещения со звукоизоляцией для
слепых и лиц с другими физическими недостатками.
д. Специальное внимание следует обратить на условия хранения аудиовизу_
альных материалов. Они разрушаются от пыли, грязи, чрезмерной жары
или влажности. Кроме того, необходимо держать вдали от магнитных полей
магнитные ленты (со звуко_ и видеозаписями). В принципе, для хранения
всех видов носителей подходящими являются такие показатели, как 20 гра_
дусов по Цельсию (70 градусов по Фаренгейту) и 50 процентов влажности
воздуха.
е. Следует обратить внимание на установку соответствующих систем сигнали_
зации, чтобы обеспечить сохранность как аппаратных, так и программных
средств.
ж. При планировании расходов на аудиовизуальные материалы и оборудование
желательно выделить специальную сумму на страховку и эксплуатационные
расходы.
КООПЕРИРОВАНИЕ И ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Библиотекари, несущие ответственность или заинтересованные в организации
обслуживания аудиовизуальными материалами в публичных библиотеках, должны
иметь возможность встречаться и обсуждать общие проблемы. Особое значение для
библиотекарей_практиков имеет обмен информацией и идеями, обсуждение трудно_
стей и изучение опыта, поскольку изменения в этой области библиотечного дела
происходят очень быстро. Условия для совместной работы должны быть предостав_
лены на локальном, региональном и национальном уровнях.
С учетом практики выдачи аудиовизуальных материалов по МБА могут быть
разработаны официальные правила как на региональном, так (или) и на нацио_
нальном уровнях. Однако при отсутствии уже установленных процедур следует по_
ощрять неформальную кооперацию. Многочисленные дискуссии и стремление
сделать аудиовизуальные материалы широко доступными приведут в конечном
итоге к созданию региональных или национальных систем МБА.
Там, где процедуры выдачи по МБА уже разработаны, необходимо указать, что
оригинальные или уникальные экземпляры аудиовизуальных материалов не долж_
ны выдаваться по МБА, поскольку эти носители в значительно большей степени
подвержены разрушению, чем печатные издания. В таких случаях необходимо из_
готовлять копию в соответствии с законодательством об авторском праве.
Централизованные библиотечные службы на всех уровнях (локальном, регио_
нальном и национальном) должны включать аудиовизуальные материалы в поли_
тику своей деятельности. Сюда могут входить соглашения о кооперативном ком_
плектовании, объединение каталогизации с выпуском национального сводного
каталога аудиовизуальных материалов, проведение национальных обследований.
В некоторых случаях, например в близко расположенных географических регио_
нах, возможна подготовка аудиовизуальных материалов специально для библио_
тек, а также стандартизация процедур в рамках региона.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР, АРХИВНЫЕ ФОНДЫ
И БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УЧЕТ
Аудиовизуальные материалы представляют собой ценные записи человеческих
знаний и, следовательно, их необходимо сохранить для использования в будущем и
для научных целей. Законы об обязательном экземпляре должны включать разделы
об аудиовизуальных материалах, а сформированные на их основе фонды должны
быть доступны широкой общественности на тех же основаниях, что и печатные ма_
териалы. Желательно, чтобы в этих национальных архивных фондах были представ_
лены национальные радио_ и телевизионные программы. Передачи местного радио
должны храниться на локальном уровне. Публичные библиотеки имеют возмож_
ность издавать архивные фонды и предоставлять их в общественное пользование.
Кроме того, необходимы соглашения, на основании которых можно было бы
получать в качестве обязательного экземпляра и хранить для научных целей мате_
риалы местного значения, например, записи изустной истории, фильмы и т.д.
Публичные библиотеки по роду своей деятельности должны собирать эти виды ма_
териалов и делать широко доступными. На основе подобных локальных архивов
может быть сформирована важная сеть, дополняющая национальные фонды, фор_
мируемые на основе закона об обязательном экземпляре.
В свою очередь эти собрания могут послужить основой для составления нацио_
нальных библиографических указателей. Библиографический учет на националь_
ном уровне (желательно как часть национальной библиографии) важен для ис_
пользования аудиовизуальных материалов. Альтернативой для библиографическо_
го учета на основе обязательного экземпляра могут быть национальные библиогра_
фические списки, составляемые на базе данных, поступающих от производителей
аудиовизуальных материалов.
Нормативно_правовое обеспечение деятельности школьных библиотек
АВТОРСКОЕ ПРАВО И ПРАВО НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Законы об авторском праве и праве на прослушивание и просмотр очень часто
ограничивают использование аудиовизуальных материалов. Публичные библиоте_
ки приобретают аудиовизуальные носители для того, чтобы население имело к ним
доступ и могло их брать на дом или использовать в справочных целях. Существую_
щие соглашения об авторском праве могут включать ограничения на использова_
ние материалов в зависимости от типа организации, их приобретающей. Любые из_
менения в национальных или международных законах об авторском праве или со_
глашениях с держателями авторского права должны учитывать интересы публич_
ных библиотек в их стремлении сделать аудиовизуальные материалы и радиопере_
дачи доступными для широкой общественности.