Библиотечный урок "Структура книги"

3 класс.
Тема: Строение книги.
Цель: 1. Знакомство с элементами книги.
2.Помощь учащимся при выборе книг.
Форма проведения. Беседа. Работа с книгой.
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас пройдет необычный урок – это урок информационной культуры. Тема нашего урока «Структура книги». Ребята, давайте вспомним, что такое библиотека? (Ответы ребят)
Библиотека – это книжная кладовая, где хранятся сокровища. А какие сокровища хранятся в библиотеки? (Ответы ребят)
Книги. А что такое книга? (ответы ребят)
Если вы не умели читать, вы бы сказали пачка бумаг, только в картинках. Книга – это великое чудо, созданное человеком. Казалось, а что тут великого, ведь с книгами мы знакомы давно. Еще не умея читать, вы рассматриваете картинки, слушаете сказки, которые вам рассказывают ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. Теперь с книгой вы сталкиваетесь каждый день: дома и в школе. Почему книга является чудом? (Ответы ребят)
Представьте, что вы открываете книгу. Глаза бегут по строчкам и начинается чудо. Вместе с героями книги вы отправляетесь на далекие планеты, опускаетесь на морское дно, оказываетесь в другом времени, узнаете вселенную. Сколько нового, интересного узнаете вы из книг. Вы что-то узнали, чему-то научились. Вам хочется стать такими, какими были герои книги. Вы становитесь умнее, добрее, опытнее, грамотнее. А помогла вам книга. Книга дает знания, а знания - большая сила. Недаром книгу зовут добрым советчиком, спутником, другом.
Как выглядит современная книга, вы знаете. Красивая обложка, белая бумага, четкий переплет, яркие рисунки.(показать книгу) Есть книги совсем маленькие - их можно положить в карман. Есть книги огромные, такие и за месяц не прочтешь.
Всегда ли книги выглядели так? Знаете ли вы, какой была первая книга и как давно она появилась? Книгам уже несколько тысяч лет. Тогда в глубокой древности, книги выглядели совсем иначе. Трудно поверить, что возможны книги не из бумаги. Были книги в виде папирусного свитка и глиняной таблички, деревянной дощечки и берестяной полосочки.
Ребята, вы знаете, как делают книги?( ответы ребят)
Я хочу вам рассказать о том, как нелегко создавать книгу. Скажите, кто помогает книге выйти в свет? (редакторы, художники, писатели, рабочие типографии).
Ученик читает стихотворение:
Приятно книжки почитать.
А сделать их попробуй!
Искусство тонкое - печать
И требует учебы
Кто сделал книгу? Лесоруб?
Завод древесной массы?
Иль эта фабрика без труб,
Где шрифт берут из кассы?
Бумагу сделали для нас
В бумажном комбинате,
Но разговор идет сейчас
О мастерах печати.
Мы знаем сланных мастеров,
Печатающих книжки,
А рядом с нами у станков
Работают парнишки.
Один хороший паренек
Знаком со мною лично.
Он невелик и невысок
Но трудится отлично.
Он предан делу всей душой,
И посмотреть приятно,
Как он командует большой
Машиною печатной.
Хоть говорят, что ростом он
Не более аршина –
Ему послушна, точно слон,
Огромная машина.
Работа сложная - печать.
И всем рабочим цеха
Должны мы счастья пожелать,
Здоровья и успеха.
С.Я.Маршак
Библиотекарь: А вот интересно, известно ли вам, что книга состоит из разных частей, которые носят разные имена и выполняют каждая свою работу. Каждому из вас я раздам книгу. Вы их можете взять посмотреть, полистать. На это я вам дам несколько минут.
(Просмотр книг)
Библиотекарь: Ребята, на что мы в первую очередь обращаем внимание, когда берем книгу в руки? (ответы ребят)
Правильно на обложку или переплет. Обложка – это визитная карточка книги. Обложка книги сделана из разного материала. Вот перед вами лежит книга. Как вы думаете, из какого материала сделана книга? (Ответы ребят)
Обложка этой книги сделана из мягкой тонкой бумаги, она так и называется – обложка. А обложка вот этой книги (показать книгу) сделана из твердого картона – и называется переплетом. Посмотрите, ребята, на свои книги и определите, где у них переплет, а где обложка? (ответы ребят)
Для чего нужна обложка? (ответы ребят)
Правильно, обложка защищает книгу, листы от повреждений и придает книге нарядный вид, она подскажет тебе, кто написал книгу, как она называется. А если есть иллюстрация, можно догадаться, о чем пойдет речь, с какими героями ты встретишься, читая эту книгу.
Работа с обложкой или переплетом книги.
Библиотекарь: Открываем книгу. Что мы видим внутри книги? (Ответы ребят)
Книжные странички. Их бывает в книге мало или много. Когда их мало, и похожи они на тетрадку - называются "брошюрой".
Вот мы открыли книгу и первое, что мы видим – это лист бумаги, приклеенный к крышке. Он соединяет переплет с книгой и называется «форзац». Иногда это белый или цветной лист бумаги. Но в детских изданиях он обычно красочно оформлен. Его оформление связано с содержанием книги. Перевернем форзац, и перед нами титульный лист. Это важный элемент книги. Он дает много сведений о книге - автор, заглавие книги, место и год издания, издательство, а также сведения о художниках, переводчиках и оформителях книги. И поэтому очень важно уметь читать титульный лист. Титульный лист всегда помещается на правой стороне. Что же на нем сообщается? Повторяется название книги, фамилия автора, издательство, год издания, город, где это издательство находится.
Библиотекарь на примере какой-то книги рассказывает, как надо правильно читать титульный лист.
Библиотекарь: А теперь, ребята, пожалуйста, сами найдите, где у книги титульный лист?
Дети просматривают книги, находят титульные листы, показывают их и рассказывают что на нем находится.
Библиотекарь: На обороте титульного листа или в конце книги публикуются выходные данные: тираж, объем, цена. Но эти сведения для тебя не очень важны. Поэтому вернемся к титульному листу, вернее к странице, расположенной с левой стороны титульного листа - контртитул. На ней находится – фронтиспис, то есть главная иллюстрация книги. (портрет писателя)
Обложка, форцаз, титульный лист дали нам много сведений о характере книги, но далеко еще не раскрыли содержания, не сказали, о чем книга. На этот вопрос отвечает аннотация, то есть коротенькое изложение содержания книги. Аннотация помещается на обороте титульного листа или в конце книги, то есть на последней странице книги.
Работа с аннотацией книги.
Библиотекарь: И еще один источник знакомства с книгой. Это оглавление. Оглавление – это перечень всех произведений, частей и глав, вошедших в книгу. Оглавление обычно находится в конце книги. Оглавление нужно читать внимательно. Ознакомившись с ним, можно получить довольно точное представление о книге. Например, если книжка состоит из произведений нескольких авторов, то можно по оглавлению определить, какие произведения авторов вошли в эту книгу, и на какой странице находится нужный текст. Ребята, вот мы и познакомились с основными элементами книги на примерах разных изданий. Все элементы книги направлены на то, чтобы помочь вам при выборе книги в библиотеке. Я надеюсь, что та информация, с которой я сегодня вас познакомила, вам в дальнейшем пригодится.

5 декабря 2011

комментарии: 0


Комментарии: 0

Добавить комментарий

Ваше имя: